Как выбрать задвижку для водоснабжения: нюансы
В процессе создания системы водоснабжения потребуется различная оснастка – муфты, трубы, отводы, задвижки.
Для длительного и бесперебойного функционирования важны даже мельчайшие детали.
Неправильно подобранные или некачественные задвижки становятся причиной аварий и протечек, ведущих к ремонту всей системы. Качественные задвижки, выбранные в соответствии с условиями эксплуатации, обеспечивают долговечность и надежность всего комплекса водоснабжения. Так, по сей день функционирует задвижка, установленная в Австралии 140 лет назад.
На рынке представлено множество видов оснастки для систем водоснабжения.
Задвижки для водоснабжения
Задвижка представляет собой специальную трубопроводную арматуру, оснащенную запорным (в ряде случаев – регулирующим) элементом.
Регулирование расхода воды с помощью подобных задвижек происходит крайне редко, Чаще всего используется лишь запорный механизм. При функционировании запор помещается в два положения – либо «открыто», либо «закрыто».
Задвижки производятся в полнопроходном либо суженном варианте. В первых диаметр прохода совпадает с диаметром трубопровода. Иногда, чтобы понизить крутящий момент и износ слоя уплотнения, применяют суженные задвижки. Такие приборы не рекомендуется монтировать на магистральный водопровод.
Устройство и принцип действия
Прежде всего, задвижка включает в себя крышку и корпус. Здесь образуется полость с жидкостью, находящейся под высоким давлением. Там же располагается затвор.
Внутри корпуса установлены два седла. После перехода задвижки в режим «закрыто», к их уплотнительным поверхностям стыкуется затвор. Передвижение затворного механизма происходит посредством штока или шпинделя. В паре с специальной ходовой гайкой шток создает резьбовую пару. В процессе вращения любого элемента осуществляется передвижение затвора в заданном направлении.
При применении гидропривода или пневмопривода происходит поступательное движение. Один конец шпинделя стыкуется с запором, второй проходит сквозь крышку и сальник (использующийся для уплотнения), и подводится к панели управления задвижкой.
Виды задвижек
Вид используемой задвижки определяется исходя из условий, в которых будет происходить эксплуатация. Главное различие состоит в конструкции запора.
Наиболее часто используются следующие типы задвижек для водоснабжения.
Клиновые
В данном случае седла помещаются под углом. Затвор – клиновидное устройство, в «закрытом» состоянии плотно входящее в межседельное пространство.
Есть несколько видов клиньев:
- Жесткий. Гарантирует повышенную герметичность задвижки. Однако необходимо максимальное совпадение угла клина и межседельного угла корпуса. Есть и некоторые заметные недостатки – возможность заклинивания, трудность использования задвижки при колебаниях температур либо при износе уплотнительного слоя.
- Двухдисковый. Два диска помещаются под углом и скрепляются. Определенные погрешности, допускаемые в процессе производства седел, не сказываются на герметичности устройства. В отличие от жесткого варианта, в двухдисковом вероятность заклинивания мала. Также данное устройство отличает меньший износ уплотняющего слоя и повышенная герметичность.
- Упругий клин – разновидность двухдискового, с достаточно простой конструкцией. Соединение дисков осуществляется при содействии специального упругого элемента. Для обеспечения максимального контакта между уплотнителями, клин может изгибаться. Среди достоинств – нет необходимости в дополнительной подгонке запора к корпусной части.
Параллельные задвижки
В данном случае уплотнительные поверхности седел расположены параллельно одна другой. Затвор изготавливается из двух отдельных дисков. В «закрытом» состоянии они жмутся к седлам, исключая прохождение воды сквозь корпус.
Шиберные задвижки
Данный тип состоит из одного диска. Используется в случаях, когда нет необходимости в высокой герметичности. В некоторых моделях затвор делается в виде металлической пластины, разрезающей крупные частицы. Отдельные виды шиберных задвижек подвержены коррозии.
Шланговые задвижки
Они конструктивно отличаются прочих видов. Отсутствуют седла корпуса и поверхности уплотнения на затворе. Жидкость проходит сквозь эластичный шланг, который вставляется в корпус и изолирует корпус от жидкостей. Если требуется перекрыть проход, шланг зажимается с помощью шпинделя, двигающегося перпендикулярно проходу.
Некоторые марки резины, используемые в производстве шланга, могут обеспечить бесперебойную работу при температуре выше 100 градусов и давлении до 1,6МПа.
Используемые материалы
Задвижки, имеющие корпус из алюминия или чугуна, изготавливаются с помощью литья. Подобный способ используется при производстве отдельных моделей задвижек из стали.
Другие типы стальных задвижек, а кроме этого титановые, производятся с помощью сварки отдельных заготовок, штампованных из листового проката. Изготовленные таким способом задвижки называются штампосварными. Детали производятся из очень прочных и качественных материалов под постоянным контролем, в результате чего качество штампосварных задвижек выше литых.
Поверхности уплотнения могут быть как без колец, так и с кольцами, изготовленными из фторопласта либо латуни. Клин может быть покрыт резиной, из нее же производится пережимной шланг.
Вывод: преимущества и недостатки
Задвижки – один из самых популярных видов трубопроводной заборной аппаратуры. В сравнении с другими приборами они имеют и преимущества и недостатки.
Среди преимуществ можно выделить:
- Простота конструкции.
- Минимальное гидравлическое сопротивление.
- Жидкость может подаваться в любом направлении.
Среди недостатков можно выделить:
- Для открытия и закрытия требуется определенное время.
- Не все модели можно использовать при регулировании потока воды.
В целом, для нужд большинства потребителей качественная задвижка – оптимальный вариант.